Об именном указе Святейшему Синоду Александра I от 30 августа 1814 г.

Отечественная война 1812 г. относятся к тем событиям всемирной и отечественной истории, которые не меркнут в веках и будут всегда служить для потомков высоким примером патриотизма, сплочении всех сословий и народов России, беспредельной стойкости и богатырской силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины.
Изгнание чужеземных захватчиков с территории Российской империи, последующие победы Русской армии нашли отражение в провозглашении различных правовых норм, подписанных русским императором Александром I.
6 (18) июля 1812 года Император Александр I издал «Высочайший Манифест об изъятии некоторых Губерний от всеобщего ополчения и об учреждении 3-х округов»[1] и обратился с воззванием к жителям «Первопрестольной столицы нашей Москвы» с призывом выступить зачинателями этого «народного вооружения».

Манифест (от лат. manifestum — призыв) — в России XVIII – нач. XX в. одна из форм правовых актов. Манифест издавался только Императором и был обращен ко всему населению и всем учреждениям. Избрание манифеста как формы провозглашения правовых норм указывало на личную связь и ответственность Российского Императора за принятое решение.

В Манифесте призывалось население России к мобилизации и защите своей родины, необходимостью объединения всех слоев общества в борьбе против врага и защите Родины.
Александр I указывал на значимость русской земли и нации, на преемственность исторических традиций и духовности. Манифест вызывал патриотические чувства у россиян, призывал их бороться за свободу, независимость и будущее своей страны.
3 (15) ноября 1812 года, спустя 20 дней после ухода французов из Москвы, Александр I, направил жителям Империи «Высочайший Манифест о изъявлении Российскому народу благодарности за спасение Отечества»[2], в котором перечислил, кого он считает настоящим победителем Наполеона и кому благодарен за освобождение Москвы.
Обращаясь к народу, Александр I напомнил, что все усилия России к соблюдению мирных договоров с неприятелем были проигнорированы и «не могли остановить его упорного и ничем непреклонного намерения», а Наполеон, который произносил речи о мире, неустанно думал о войне. Он писал, что «Могущественное, изобильное и благополучное Царство Российское рождало всегда в сердце врага страх и зависть. Обладание целым светом не могло его успокоить, доколе Россия будет процветать и благоденствовать».
В манифесте говорится, что «великий дух и непоколебимая твердость всего народа приносят ему незабвенную славу, достойную сохраниться в памяти потомков! Между тем почитаем за долг и обязанность сим Нашим всенародным объявлением изъявить пред целым светом благодарность Нашу, и отдать должную справедливость храброму, верному и благочестивому народу Российскому»

После обнародования «Высочайшего благодарственного манифеста об изъявлении народу благодарности за спасение Отечества» война с Наполеоном в России стала называться Отечественной.
25 декабря 1812 года (7 января 1813 г.), французский маршал Мишель Ней перешёл реку Неман в г. Ковно (Каунас, Литва), и это был последний французский военный на территории Российской империи.
В этот же день, в городе Вильно (Вильнюс Литовская Республика) Император Александр I издал Манифест «Принесении господу богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», возвещавшего об окончании Отечественной войны, в котором он объявлял, что сдержал данное им слово не прекращать войну до полного изгнания врага с территории Российской империи.
Именно эта дата, 7 января 1813 года (25 декабря 1812 года по ст. ст.), считается окончанием Отечественной войны 1812 года.
МАНИФЕСТ
«О ПРИНЕСЕНИИ ГОСПОДУ БОГУ БЛАГОДАРЕНИЯ
ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ НЕПРИЯТЕЛЬСКОГО»

приводится по Полному собранию Законов Российской Империи
(CПб., 1830, С Т. XXXII, тр. 486-487).

«Объявляем всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы, и подвигаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростью вступавшего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не упустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.
Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу.
От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имо верные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.
Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными. Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.
Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.
Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом, и видя ясно руку его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину».
Стремление Наполеона к мировому господству было подорвано российским сопротивлением и изгнанием с территории России армии Наполеона, в состав которой входили вооружённые формирования Италии, Швейцарии, Рейнского союза, Варшавского герцогства, королевства Пруссия, Австрийской империи и других стран.
Значимость этого Манифеста для граждан страны и мировой истории состоит в том, что император Александр I констатировал, что против России воевала объединенная Европа, с особой жестокостью и неистовством. «20 царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в нашу землю. ... Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в наши пределы и где он?», - говорится в Манифесте.
Александр I написал, что война имела национальный характер. «Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, пылающую любовь к отечеству» - гласит документ.
Участие народа в войне заключалось не только в том, что он пополнял армию рекрутами и ополченцами. Народ кормил, одевал, обувал и вооружал армию, в это время возросла производительность труда и повысились темпы производства на военных заводах, мануфактурах и в ремесленных мастерских, работавших на армию.
Обида за терзаемую родину, жажда священной мести за сожжённые деревни и желание отстоять Россию и наказать непрошенных завоевателей – эти чувства охватили крестьян и весь народ. «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», - так пишет Толстой о народном сопротивлении - партизанской войне в 1812 года.
Кутузов поднял русское военное искусство на новую ступень развития. Благодаря гибкой стратегии он измотал противника в сражениях, вынуждал к отступлениям и, наконец, разгромил его. В Манифесте указано, что «Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих».
Изгнав неприятеля, Александр I оказалось перед дилеммой, что делать дальше. Ответственный за российскую дипломатию Карла Нессельроде считал, что Наполеон приложит все усилия для восстановления армии и взятия реванша у России и стране грозила еще одна русско-французская война. Либо требовалось перенесение войны в Европу, где с помощью европейских армий и народов можно было бы разгромить Наполеона.
1 января (по ст. ст.) 1813 года русские войск перешли по льду Неман и начали Заграничный поход (совместно с армиями Швеции, Пруссии, Австрии и Англией) за освобождение Европы от диктатуры Наполеона.
В январе 1813 года от французов была очищена Польша.
В марте 1813 года от французов была освобождена Пруссия. Русские войска вместе с солдатами освобожденных стран подошли вплотную к самой Франции.
В октябре 1813 года объединенные войска России, Пруссии и Австрии нанесли поражение французам под Лейпцигом, которое стало крупнейшим поражением Наполеона после катастрофы в России и предвестником гибели его Империи и получило название «Битва народов». Лейпцигское сражение стало крупнейшим в истории и самым крупным и кровопролитным в Европе до начала Первой мировой войны.
19 (31) марта 1814 года войска европейской коалиции, в первую очередь русские войска, вошли в Париж. Для Европы XIX-го века покорение Парижа в 1814 году, которое привело к падению Наполеона, по значимости было самым грандиозным политическим и военным событием XIX века.
Александр I стал самым влиятельным и могущественным монархом Европы. Под давлением Александра I Наполеон подписал отречение от престола и был отправлен в ссылку на остров Эльба.
Русская армия принесла мир в Европу и позволила сохранить государственность европейским странам. Россия стала играть ведущие роли в Европейской внешней политике. Это в особенности проявилось на Венском конгрессе (сентябрь 1814 – июнь 1815 г.) и в деятельности России в составе Священного союза.
14 (26 ) сентября 1815 года был подписан Акт о заключении «Священного союза», инициатором которого выступала Россия. Акт представляется если не идеальным, то близким к тому миропорядком: устроенным на принципах человеколюбия и невмешательства во внутренние дела друг друга, направленным на решение любых межгосударственных проблем мирным путем
30 августа (11 сентября) 1814 года Александр I издал именной Указ Синоду «Об установлении празденства декабря 25, в воспоминание избавления церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» (то есть ещё двух десятков народов, представители которых входили в состав «Великой армии» Бонапарта).
УКАЗ
«Об установлении празднества Декабря 25,
в воспоминание избавления Церкви и Державы Российской
от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык»

Нашествие на Россию страшного, злонамеренного и лютого врага, подкрепляемого силами почти всей преодоленной им Европы, и вторжение оного в пределы Нашей Империи, произошло Июня в 12 день 1812 года. От сего числа через 6 месяцев, а именно того же года Декабря к 25 числу, как о том Манифестом Нашим в сей торжественный день Рождества Христова состоявшимся, возвещено, не осталось ни единого вооруженного на земле Нашей неприятеля. После сего знаменитого и важного в мире происшествия, великий пример и победоносное оружие Наше, несомые из страны в страну, восстановляли и ободряли дух других народов, и по мере приближения к ним Нашего, превращали их из невольно покорных противной стороне, в добровольных и усердных союзников и сподвижников Наших, доколе, по многих кровопролитных бранях и одержанных победах, сила и власть угрожавшего преобладать над всеми Царствами земными, низвержением оного разрушена, и по истреблении сил его в самом Париже, с возведенным на Престол законным Королем Французским, Мая 18 дня 1814 года, утвержден и подписан всеобщий мир. Толь чрезвычайное происшествие, как избавления России, так и спасения всей Европы, благостью и милосердием Всемогущего Промысла совершившееся, налагает на Нас благоговейный долг учреждением во всем пространстве Области Нашей всеобщего празднества и благодарения Спасителю Богу предать память о сем грядущим временам в роды родов. Сего ради, призывая к тому всю Православную Церковь, учреждаем и постановляем следующее.
Декабря 25 число, день Рождества Христова, да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: «Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык».
По окончании обычной совершаемой в день сей службы, приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением при чтении установленной на сей случай молитвы.
Во весь день быть колокольному звону.
Святейший Синод не оставит сделать по сему зависящие от него распоряжения.

Текст Указа приводится по Полному собранию Законов Российской Империи [3. С. 486–487].
Указ Александра I, обобщает ранее изданные им Манифесты (пронизанные патриотизмом и гордостью за Россию, которые направлены на важность единства и веры в свои силы и справедливость, призывающие население страны вести борьбу за свободу и независимость, несмотря на сложности и жертвы) является важным историческим документом, указывающим на гордость русского народа в победе над Наполеоном и его армией, призывая в будущем граждан страны к единству и сознанию национальной идеи.
Традиция отмечать день избавления от наполеоновского нашествия продолжалась до 1917 года, но в советское время, на волне атеизма, была отменена.
Вопрос о возвращении этой памятной даты не раз поднимался в российском обществе.
7 января 2019 года пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью «Известиям»1 отметил, что «…до революции 1917 года указ строго соблюдался, но в советское время был отменен новой властью. Лишь в отдельных храмах по инициативе священников служились установленные молебны, но сам день победы над Наполеоном словно забыли».
Председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов отметил, что «… в московском храме Христа Спасителя, который изначально был построен в память о победе в войне 1812 года, молебны в память о воинах и жертвах французского нашествия проводятся и в наше время. Мы рекомендовали 7 января провести беседы с военнослужащими и заупокойные службы»[3].
Необходимо отметить, что данная дата не исчезла из исторической памяти российского народа и её локально в различных форматах отмечают в светских организациях и учреждениях России, исторических обществах и иных организациях.
Например, Государственный Эрмитаж традиционно отмечает день изгнания неприятеля из пределов России и отдаёт дань уважения воинам, проявившим патриотизм и беспредельную стойкость в борьбе за национальную честь и независимость Родины.
25 декабря 2012 года российские СМИ сообщали, что в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Гроза 1812-го года», посвященная 200-летию манифеста Александра I «О принесении благодарения Богу за освобождение России от нашествия неприятельского» и указа о возведении храма Христа Спасителя. Основой выставки стали батальные полотна Питера Хесса, выполненные по заказу Николая I для размещения в залах Зимнего дворца и воспроизводящие все крупнейшие сражения военной кампании. «Исторически праздник издания манифеста и указа о возведении храма всегда отмечался молебнами и парадами. Таким образом, мы пытаемся воссоздать важный государственный праздник», — сказал на открытии выставки директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский[4].
***

25-30 августа 1815 года состоялся смотр русских войск под городом Вертю в Шампаньи.
Император Александр I хотел представить свою победоносную армию своим союзникам. Для смотра избрали необозримую равнину, прилегающую к городу Вертю, среди которой возвышалась небольшая гора, как бы нарочно насыпанная для того, чтобы с нее лучше можно было видеть движения многочисленной армии.
По строевому рапорту к 25 августа в рядах русских войск, собранных для смотра, было: 87 генералов, 4.413 штаб и обер-офицеров и 146.054 унтер-офицеров и солдат, при 540 орудиях.
Проводя смотр Александр I сказал: «26 августа — исполнилось ровно три года со дня Бородинского сражения. Тогда села и города русские от Немана и до берегов Москвы-реки пылали в зареве пожаров и кровь русских воинов текла ручьями. Франция, победившая всю Европу, взяла ее с собою и привела в Бородино. При Бородине состоялась битва народов. Россия не сокрушилась под ударами соединенной Европы. И вот русские в годовщину Бородина торжествовали славу своей победы на французской земле, знамена русские развевались на равнинах Шампаньи и эхо французских гор — за нашими полками вслед — кричало наше русское победное и радостное «ура»…
Этот смотр, по количеству войск в нем участвовавших, остается и до нашего времени, одним из наиболее масштабных в военной истории.

19 (30) марта 1816 года в Санкт-Петербурге состоялся парад Победы[5] – Парад вернувшихся из Франции русских войск.
200 лет назад в газете «Русский инвалид» (главная в те годы военной газета, доход от продаж которой шёл увечным воинам, отсюда и название) писали, что эта традиция будет жить в веках.
«Навеки незабвенный день 19 сего марта был встречен 32 000 воинов, стоящих в строю.
Государь объехал ряды храбрых и возвратился на Дворцовую площадь, где приготовлено было нарочитое возвышение для принесения надлежащего по сему случаю молебствия.
Нет пера, которое могло бы описать величественную и трогательную картину сего зрелища. По окончании молебствия, во время которого стреляемо было с крепости из пушек, государыни императрицы в сопровождении великих княгинь и знатнейших особ Двора, изволили появиться войску.
Искусный маневр на малом пространстве Дворцовой площади, сделанный 30 000 воинов, доказал, что храбрые сыны Севера столь же сведущи в воинских искусственных оборотах, сколь могущественны и страшны на поле брани. Парад окончился церемониальным маршем мимо их величеств».



Справку подготовил:
доктор исторических наук,
Член Правления Ассоциации «Наследие» С. Н. Ковалев

[1]«Высочайший Манифест об изъятии некоторых Губерний от всеобщего ополчения и об учреждении 3-х округов», https://russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1812_07_18_01
[2]«Высочайший Манифест о изъявлении Российскому народу благодарности за спасение Отечества https://russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1812_11_03_01
[3] Забытая дата: 7 января в России отмечался день победы над Наполеоном / «Известия, 7.01.2019. – URL: https://iz.ru/827686/boris-klin/zabytaia-data-7-ianvaria-v-rossii-otmechalsia-den-pobedy-nad-napoleonom
[4] В Эрмитаже отметили День изгнания неприятеля из пределов России // Российская газета, 26.12.2022. – URL: https://rg.ru/2022/12/26/reg-szfo/v-ermitazhe-otmetili-den-izgnaniia-nepriiatelia-iz-predelov-rossii. html (дата обращения 16.06.2023).
[5] Парад Победы – 1816. 200 лет назад в Петербурге прошёл парад вернувшихся из Франции русских войск. «СЛАВА ТРУДУ», Бахчисарайская районная газета, 25 марта 2016 года № 31-33 (10074-10076),URL: https://bahch.rk.gov.ru/file/25.03.2016%20№%2031-33.pdf, Дата обращения 12.03.2023 г.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website